Форум болельщиков футбольного клуба "Авангард" Курск » Курск и Курская область » История » Старые фотографии

Страниц (17): « 1 2 3 4 [5] 6 7 8 9 ... » В конец
 

121. Legion46 - 14 Октября, 2011 - 17:38:39 - перейти к сообщению
враг наступает)))) ниче) прорвемся)
122. Гость - 17 Октября, 2011 - 13:04:41 - перейти к сообщению
Вопрос уважаемые граждане: что это за постройка.
Фотография сделана вчера. Здание вокруг новые,даже некоторые не достроенные,а это сохранили. Скорее всего как какой-то памятник истории или архитектуры, недавно отреставрировали

123. ФЛАНКЕР (N/A) - 17 Октября, 2011 - 13:28:19 - перейти к сообщению
baletmeyster пишет:
Вопрос уважаемые граждане: что это за постройка.
..О-оо..!!.эта постройка..ещё ТА постройка...ул Садовая..если там рядом прошмыгнуть,то как раз выйдешь к автобусу "Авангарда".... Язычок ..в этом здании одно время был книжный магазин.. Улыбка
124. Олег - 17 Октября, 2011 - 14:10:54 - перейти к сообщению
baletmeyster пишет:
что это за постройка


Цитата:
После реставрации здания в 1991-1992 годах здесь разместился областной экологический центр. В подвальной его части работал небольшой гастрономический магазин "На Садовой".

Когда-то здесь жил основатель курской биологической промышленности Н. Д. Диковский. Во время гражданской воины в подвальной части дома размещалась лаборатория, в которой вырабатывалась сыворотка для конницы Буденного.

В дореволюционное время этот особняк интересной архитектуры одно время скрывал от преследования курских большевиков. Здесь нелегально жил известный курский революционер А. А. Аристархов.

В этом особняке в 20-30 годах жила чета Ефременко - известных курских краеведов. Позже здание использовалось под жилые квартиры.


http://www.old.kurskcity.ru/kp/kp052.html
125. T. Rex - 26 Октября, 2011 - 01:19:37 - перейти к сообщению
В прошлом году стало как-то тревожно - этот дом решили перестраивать



правда, обещали снаружи всё оставить как есть. Слово сдержали. За что большое спасибо! А вот интерьеры утрачены безвозвратно...
Судьбааа...
Старых фото Садовой не осталось, а вот перекрёсток в шаге от здания частенько попадал в поле зрения...100 лет назад



Крестный ход в Коренную пустынь движется в сторону Московских ворот. Справа дом с эркером - дом отставного гвардии полковника Н.П. Волкова. Сейчас на этом месте магазин "Нива". За ним на углу Садовой дом губернского земства (теперь здесь первая курская девятиэтажка с магазином "Курский трикотаж" )... Слева лесной склад С.А. Бондарцева (что на усадьбе в д.Моква того же Н.П. Волкова). За ним дом швейцарского гражданина В.В. Мессерле, где сегодня "Жирный банк" побеждает "Диетическое кафе"...Увы...



...а в этом месте первые нарушители ПДД появились тоже 100 лет назад: кто по встречке едет, кто в неположенном переходит!
Сегодня у тех ребят нет-нет, да появляются последователи...



Александр Викторович! Низзяяяяяя! Опасно!
126. mick-vvv - 26 Октября, 2011 - 14:18:56 - перейти к сообщению
T. Rex пишет:
...а в этом месте первые нарушители ПДД появились тоже 100 лет назад: кто по встречке едет, кто в неположенном переходит!

Дом с колокольней- пожарная часть? Где точно стояло это здание? и когда утеряно?
127. T. Rex - 26 Октября, 2011 - 16:01:48 - перейти к сообщению
К великому нашему счастью здание живёт! и радует курян и гостей города!



Прямо напротив главного входа "Трудовых"...(на этом фото - слева)...
Бывшая Учительская семинария. Московская (Ленина, 55). Здание приобретено земством для учительской школы, которая открылась в 1873 г. Преобразована в учительскую семинарию в 1890 г. В память курского астронома и метеоролога Ф.А. Семенова в декабре 1895 г. при семинарии была учреждена метеорологическая обсерватория, которую Миша принял за каланчу...Деревянное сооружение-каланчу современные "экономисты" приговорили: сказали, что дешевле сломать, чем восстанавливать...Сейчас и Культурой и Архитектурой и (даже, мля) военным ведомством руководят не профессионалы, а...менеджеры (...тут я грязно выругался Хм)
С 1936 г. здание занимала метеостанция, позднее – управление гидрометеослужбы. В 60-е годы ХХ века в окошке первого этажа был выставлен телевизор и ряд кнопок...Сейчас бы это назвали - терминал. Любой прохожий мог подойти, нажать кнопку и на экране появлялись подробные карты погоды в сопровождении текста.
С 1990-х гг. – управление Курской епархии.
В этом доме родилась Елена Александровна Денисьева , в 1826 году, в старинной, но очень обедневшей дворянской семье. Рано потеряла мать. С отцом, Александром Дмитриевичем Денисьевым, заслуженным военным, и его второю женою отношения почти сразу не сложились. Непокорная и вспыльчивая для новой" матушки" Елена была спешно отправлена в столицу, Санкт - Петербург - на воспитание к тете, сестре отца, Анне Дмитриевне Денисьевой - старшей инспектрисе Смольного института.
Это позволило ей воспитывать полусироту -племянницу на общих основаниях с остальными "смолянками": девочка приобрела безуукоризненные манеры, стройную осанку, отличный французско - немецкий выговор, основы естественных наук и математики, солидные познания в области домоводства и кулинарии, и непомерную пылкость воображения, развитую чтением по ночам сентиментальных романов и поэзии, украдкою от классных дам.



Смольный институт был под неустанной опекой Императорской Фамилии, и племянницу, почти приемную дочь, заслуженной учительницы собирались при выпуске непременно назначить фрейлиной Двора! А там и замужество, вполне приличное ее летам и воспитанию.
Но судьбе было угодно познакомить ее с Федор Ивановичем Тютчевым....
При жизни Елены Александровны жертвою их любви была она; после её смерти жертвою стал Тютчев. Быть может, он любил её слишком мало, но без её любви он жить не мог...
Елена Александровна умерла в Петербурге или на даче под Петербургом 4 августа 1864 года. Похоронили её на Волковом кладбище. На её могиле стоял крест, ныне сломанный, с надписью, состоявшей из дат рождения и смерти и слов: "Елена - верую, Господи, и исповедую".
О её предсмертных днях и часах и об отчаянии Тютчева говорят стихи:

" И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила:
(Я был при ней, убитый, но живой)
"О, как всё это я любила!"
Любила ты, и так, как ты, любить -
так, никому ещё не удавалось -
О Господи!.. и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось..."

В июле 1869 года, через пять лет после смерти Денисьевой, Тютчев впервые решился посетить родину своей возлюбленной - Курск. Город восхитил его. В день отъезда в Киев он пишет в письме к своей второй жене Эрнестине: "... Впрочем, я ничуть не сожалею о своей долгой остановке в Курске". А в конце письма добавляет:
"Одним словом, я унесу из Курска самое благоприятное впечатление, и оно останется таковым, если только не повторится, ибо в сущности лишь в самые первые минуты ощущается поэтическая сторона всякой местности".
Тютчева восхищало в нашем городе все: и его расположение, напоминающее Флоренцию, и река , и "музыка в общественном саду".
Письмо к Эрнестине позволяет установить и точное время пребывания в Курске - суббота, 26 июля 1869 года.
Многие города России почитали бы за честь принимать великого русского поэта Федора Тютчева. Курску посчастливилось.
128. Флинт - 26 Октября, 2011 - 16:29:16 - перейти к сообщению
T.REX! Огромное Вам спасибо за такой экскурс,продолжайте и дальше нас так радовать!
129. mick-vvv - 27 Октября, 2011 - 00:03:28 - перейти к сообщению
T. Rex пишет:
В этом доме родилась Елена Александровна Денисьева , в 1826 году, в старинной, но очень обедневшей дворянской семье. Рано потеряла мать. С отцом, Александром Дмитриевичем Денисьевым, заслуженным военным

А как же дом помещика Денисьева на углу Садовой и Семеновской? Тот, где сейчас городская поликлиника №1? У них есть родственная связь? Это одна фамилия?


Кстати, вопрос простейший для знатоков, (но все же кому-то из читателей наверное будет интересно узнать ответ) - что близко роднит эту нынешнюю нашу поликлинику №1 и следующие знаменитые здания?

Здание Академии наук в Петербурге на стрелке Васильевского острова:


Смольный институт благородных девиц (где училась Денисьева - персонаж ТиРекса) - Питер


Дворец князей Юсуповых на Фонтанке (Питер)


Эрмитажный театр (Питер)


Александровский дворец в Царском селе (Пушкин)


Дом Н И Чичерина на Невском проспекте (Питер)


Малый гостиный двор на набережной канала Грибоедова (Питер)


Павловский дворец (Павловск)


Старый гостиный двор возле Красной площади (Москва)


ну и т.п. Улыбка
130. Петрович - 27 Октября, 2011 - 08:21:51 - перейти к сообщению
По ходу все эти проекты архитектора Джакомо Кварнеги. Стиль классицизм пришедший на смену Барокко. И колонны.
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства.

Характерные черты: Стиль, обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Свойственны сдержанный декор и дорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются украшения скульптурами и лепниной.

Преобладающие цвета: насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой.

Линии: строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия.

Форма: четкость и геометризм форм; статуи на крыше, ротонда; для стиля ампир - выразительные помпезные монументальные формы.

Элементы интерьера: сдержанный декор; круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод.

Конструкции: массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные.

Окна: прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением.

Двери: прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями.
131. mick-vvv - 27 Октября, 2011 - 10:02:16 - перейти к сообщению
Петрович пишет:
По ходу все эти проекты архитектора Джакомо Кварнеги.

Что ж, Петрович, пять балов. Стихи начал писать, архитектурой интересоваться - даже не верится, что совсем недавно это был неискоренимый злыдень форума Улыбка Вдохновение прекрасного и вечного, воздействие добродушного социума - вот современное интернет-лекарство от нервов....

Ну от Петровича плавно вернемся к Кваренги. Да, именно этот архитектор является автором здания городской поликлиники №1, всем курянам прекрасно знакомой.



Выдающийся архитектор, представитель русского классицизма Джакомо Антонио Доменико Кваренги (Quarenghi, Giacomo Antonio Domenico) родился в селении Рота Фуори (провинция Бергамо, Италия) 20 сентября 1744 года. Его родители были представителями двух аристократических семей, влиятельных на севере Италии. Учился живописи и архитектуре в Бергамо и Риме, глубоко изучил античное зодчество и наследие А.Палладио. Достаточно длинный перечень работ Кваренги до переезда в Россию говорит о его признании как архитектора заказчиками - соотечественниками и иноземцами. Он работал и в Риме, и в Бергамо, его проекты были отправлены в Англию, Швецию. В конце 1770-х годов он был вхож в круги римской знати, имел влиятельных друзей и покровителей.
Слава Кваренги дошла и до России. Императрица Екатерина II увидела его рисунки и пригласила в Санкт-Петербург. 1 сентября 1779 года Джакомо Кваренги выехал в столицу России ко двору Екатерины II. Когда ему предложили поступить на службу в Россию, Кваренги согласился почти сразу. Он заключил контракт сроком на три года, по которому ему полагалось высокое жалование - 2360 рублей в год и казенная квартира. Не ожидая много от жизни в Италии или в Западной Европе, Кваренги не упустил шанс, предоставленный ему Екатериной. В январе 1780 года 35-летний зодчий вместе со своей семьей переехал в Москву.
Кваренги покидал Италию сторонником строгой и величественной архитектуры, опирающейся на античную культуру, обогащенной достижениями великих мастеров эпохи Возрождения. Положенные в основе его творчества убеждения широко развернулись в чужой для него стране. По своему служебному положению "архитектора двора ее величества" Кваренги был обязан исполнять в первую очередь заказы Екатерины II. Первой работой зодчего в Москве была перестройка императорского, так называемого Екатерининского дворца на Яузе (не сохранился). К этому времени Екатерина II уже успела оценить способности архитектора, и в феврале 1782 года поручила ему разработку проекта всего внутреннего убранства московского дворца.
Затем Кваренги стал жить в основном в Петербурге. Он был поражен размахом русской столицы. Он работал самозабвенно, справлялся с огромным числом поручений, охотно выбирая в помощники русских архитекторов, художников, скульпторов.
К концу 18 века известность Кваренги, как выдающегося архитектора двора Екатерины II, разошлась по всей Европе. Его карьера в России была очень успешна. Вскоре после того, как он приехал в Россию, он обнаружил, что здесь его ценят больше, чем в Европе. Во многих отношениях Кваренги, вместе с Чарльзом Камероном, установил стандарты для архитектуры Санкт-Петербурга. Хотя позже эта архитектура стала квинтэссенцией русского, в его время архитектура Кваренги считалась итальянской по природе и стилю.
Выполнял он заказы и для некоторых провинциальных российских городов, например для Курска и Иркутска.
Как писал сам Кваренги, в его творчество часто вмешивалась Екатерина II. Однако, завоеванное положение позволяло ему вводить в архитектурные рамки все высочайшие предначертания. Кваренги сумел сохранить высокий авторитет и у преемника царицы Павла I, а затем и у императора Александра I. Джакомо Кваренги жил и творил в России 37 лет и вошел в число лучших русских зодчих, наряду с В.И. Баженовым, И.Е. Старовым, Н.А. Львовым и М.Ф. Казаковым. В 1814 году Кваренги получил потомственное российское дворянство и орден св. Владимира 1-й степени.
Отношения Кваренги с Италией не всегда складывались хорошо. В 1801 году он посетил родину, где был встречен с триумфом. Когда в 1812 году велась подготовка к походу Наполеона на Россию, итальянский король приказал всем итальянцам вернуться в Италию. Кваренги решительно отказался. За это он был приговорен королем к смертной казни и конфискации всего имущества. Италии как родины у него не стало. Новая родина - Россия - приняла его в число своих славных сынов. Зато с каким юношеским подъемом, с каким талантом престарелый Кваренги поставил Триумфальные Нарвские ворота для победной русской армии, возвращавшейся в 1814 году из Франции! С каким воодушевлением и мастерством он составил проект храма "в память 1812 года" для постройки в Москве! Но построить храм ему помешала смерть.
Умер Кваренги в Петербурге 18 февраля (2 марта) 1817 года. Он был похоронен на Волковском лютеранском кладбище, где место его могилы считалось давно утраченным. В 1967 году, когда отмечалось 150-летие со дня смерти Кваренги, ленинградские историки попытались найти место захоронения великого архитектора. В результате специальных архивных исследований и археологических раскопок останки Д.Кваренги были обнаружены и перенесены в музейный Некрополь XVIII века Александро-Невской лавры.

В Курске, кроме Дома Денисьева (1-й поликлиники) по проекту Кваренги строились торговые ряды на Красной площади, а также в Коренной пустыни. Сооружения эти не дожили до наших дней. Интересно, не осталось ли рисунков или фотографий этих строений? Может у кого в загашнике валяются?
132. Петрович - 27 Октября, 2011 - 12:15:55 - перейти к сообщению
Я посмотрю по моему у меня где то были рисунки на открытках старого Курска в книге может что и найду
133. Адвокат - 28 Октября, 2011 - 15:21:18 - перейти к сообщению
Нарыл тройку интересных фоток. Думаю, определить местонахождение не составит большого труда.





134. ФЛАНКЕР (N/A) - 28 Октября, 2011 - 17:20:57 - перейти к сообщению
masalskis пишет:
Говорят директор цирка курского будет человек московский,а замом его будет бывший директор. Открытие 19 ноября,и билетов вроде как нет

Цитата:
Курский цирк планируется открыть 4 ноября 2011 года.

Директор Йофин Андрей Михайлович рассказал о новом цирке подробно.

- В 1996 г. старое здание цирка сгорело. Тогда не было средств на его восстановление и несколько лет оно стояло нетронутым. В последние четыре года велось активное строительство. Сейчас цирк полностью восстановлен и отвечает всем требованиям безопасности, - подчеркивает директор цирка.

На прилегающей к цирку территории планируется построить фонтан и установить памятник. А вот кому он будет посвящен? - директор цирка пока хранит это в тайне.

Сегодня в цирке уже установлено современное световое и звуковое оборудование. При строительстве цирка не забыли и про артистов: уже отделаны гримуборные с комфортными диванчиками для отдыха. Гримерки предусмотрены для одного-двух и более человек. В новом цирке есть второй репетиционный манеж диаметром 9 метров. В здании цирка будут обустроены: кафе, пищеблок, банно-прачечный комплекс, парикмахерская и даже стоматологический кабинет. В 2012 году планируется построить новую гостиницу для артистов цирка.

Администрация цирка позаботилась и о людях с ограниченными возможностями: для них оборудованы специальные места. Не менее восьми людей смогут присутствовать на представлении. Все сделано со знанием дела, по-хозяйски, здорово и современно. По оценке специалистов, это будет один из самых лучших цирков в России, который одновременно смогут посетить 1800 человек.

В конце осени цирк примет своих первых зрителей. Андрей Михайлович полагает, что новый курский цирк станет прекрасной площадкой для проведения международных цирковых фестивалей.
135. Адвокат - 28 Октября, 2011 - 20:20:50 - перейти к сообщению
Цитата:
Говорят директор цирка курского будет человек московский,а замом его будет бывший директор. Открытие 19 ноября,и билетов вроде как нет


Курский цирк планируется открыть 4 ноября 2011 года.


А когда-то курский цирк был таким и находился на Красной площади:

136. ФЛАНКЕР (N/A) - 28 Октября, 2011 - 20:51:28 - перейти к сообщению
..а вот ему по кумполу досталось.. Огорчение ..весной 43-го..Аркадий фоту подогнал..
мы с ним как-то эту тему ранее обсуждали тете-а тете..
137. mick-vvv - 28 Октября, 2011 - 21:39:44 - перейти к сообщению
Адвокат пишет:
Нарыл тройку интересных фоток. Думаю, определить местонахождение не составит большого труда.

1-я - сзади Троицкая церковь на Гайдара - значит мост Борнашевский, а дети позируют где-то в районе нынешнего "Венца".

2-я - церковь на нынешней улице Космсомольской (не помню точное название, меня поправят), прямо под историческим центром.

3-я - вообще знакомый силуэт, но затрудняюсь вспомнить. мне кажется все там же в районе Тускаря, Нижней набережной...
138. Адвокат - 28 Октября, 2011 - 21:42:38 - перейти к сообщению
3-я - первая электростанция в Курске. Ныне ТЭЦ на Нижней Набережной со знаменитым Членом Советов.
139. T. Rex - 28 Октября, 2011 - 22:37:37 - перейти к сообщению
Этому ,одному из крупнейших на то время цирку в СССР, судьба отвела всего...6 лет. Построенный по проекту курских зодчих Зубова и Лазаренко в 1937 году, в 43-м был разрушен. (На следующий год Зубов построил здание электро-механического техникума, где после войны и останавливалась мадам Черчиль)...
Цирк-37 вмещал 1700 зрителей! Сегодняшний цирк вмещает 2000 зрителей. Так что и арена, и купол цирков вполне сопоставимы.

Первые сведения о выступлениях профессионалов-циркачей на Курской земле относятся к концу XVIII в. ... «в 1793 году типографией было изготовлено объявление о гастролях «г-жи Россете, французской циркачки, со свитою»...

Приведем некоторые характерные места, свидетельствующие о программе выступления:

«1. Мамзель Наннет произведет много балансов или равновесий на тонкой проволоке.
2. Шесть персон сделают многие удивительные телодвижения, скачки и повороты, также разные головные балансы.
3. Господин Роберти возьмет до 14 стульев и будет с оными «балансировать».

В последующие годы состоялись выступления других групп цирковых артистов. В 1794 г. куряне смотрели представление канатоходцев, а в следующем году - артистов со зверями.

Были ли перечисленные выше выступления первыми, неизвестно. Неизвестна и реакция горожан. Предполагается, что она была положительной и особенно среди простых людей Курска. Цирк становился массовым народным зрелищем. Иной раз выступления актеров проходили просто на площадях или улицах города.
Заметки о цирке стали публиковаться; в «Курских губернских ведомостях». Так, например, вызывает интерес заметка о передвижном цирке Прейса, ведь в труппе выступало двое курян, которых владелец выучил вольтижировке: «Один из них отличается смелостью и отвагой, которую он доказывает, делая трудные прыжки через разные предметы с лицом, обращенным к хвосту лошади».

Середину XIX в. можно обозначить началом интенсивных выступлений циркачей. В Курске ими была освоена Георгиевская площадь. Здесь устанавливались балаганы и театры передвижных цирков.


В верхней части фото и слегка левее середины - Георгиевская площадь с цирком-шапито. Сейчас на этом месте магазин "Серж"...

В то время с цирковыми выступлениями в городе побывали многие гастролеры. Так, в 1847 г. на сцене Дворянского собрания выступал итальянский фокусник Пинетти. В 1850 г. в манеже на Херсонской (ныне это кинотеатр им. М.С. Щепкина) проходили выступления вольтижеров из Воронежа под управлением А. Бенза. «Лучшие из артистов г. Кальский, м-ль Розалия и малютка Эмилия (езда на лошади без поводий)».

Востребованность цирковых представлений в Курске была большой и стабильной, что подтверждается таким выпадом петербургской газеты «Северная пчела» в феврале 1841 г. о популярных балаганах Лемана, Робба, Пациани: «Где они?» - Спрашивала и сама же отвечала газета: «Улетели на юг, они теперь в Курске, Харькове, в Одессе.»

Выступления актеров цирка проходили не только в самом губернском центре, но и на ярмарках и, конечно, особенно на Коренной, самой большой в Курском крае. Во второй половине XIX в. интерес к цирку возрос еще больше. Объяснить это можно и ростом населения города и слобод. Так, в 1859 г. в Курске проживало 34.202 жителя, основную массу составляли мещане, крестьяне, ремесленники, рабочие мелких предприятий, которых (по сведениям за 1860 г.) зафиксировано 94. Росло и количество цирковых трупп, колесящих по России, среди них стали выделяться и безусловные лидеры.

В ноябре 1851 г. дала 6 представлений госпожа Гверра. Каждый раз цирк был заполнен до отказа. Отмечалась грациозность как самой испанки, так и ее лошадей; особенно в танцах «Гитане» и «Русском». Из. заметки неясно, какая из сестер Гверра выступала в Курске - Ксения или Жозефина, но обе они считались актрисами мирового уровня. Поэтому мы можем смело сказать, что со средины XIX в. курский зритель мог приобщиться к мировой классике цирка. Постепенно самый доступный и демократический вид искусства - цирк стал любимым зрелищем для основной массы населения.

На Георгиевской площади выступали цыгане, дрессировавшие медведей, из Малороссии приезжали и давали представления кукольники. Здесь разворачивалась и кипела массовая театральная культура низов, в которой первенствующая роль принадлежала цирковым представлениям.

Цирк открыл дорогу многим видам спорта; гимнастике, акробатике, тяжелой атлетике, конному, борьбе. Все они, оставаясь жанрами цирковых представлений; стали видами спорта. И только борьба имела на арене свою интересную судьбу, просуществовав как цирковой номер с конца XIX в. до 60-х гг. XX в. Первые состязания борцов на арене относят к 1887 г.

Любовь народа к поединкам борцов на арене была фанатичной. Но в то же время, как писал воронежский знаток цирковой борьбы П. Потокин, «ни один вид зрелищ не подвергался* таким нападкам, как профессиональная борьба в цирке. Одним из главных «козырей» для противников было утверждение, что чемпионаты борьбы являлись коммерческим предприятием и отсюда, якобы, рождались все теневые стороны, в том числе и разного рода договорные сражения».

Несмотря на отдельные договорные схватки, все-таки в основном соревнования проходили честно. Именитые спортсмены не могли терять своего достоинства и в поддавки не играли. Иван Поддубный даже не мыслил поддаваться кому-либо, несмотря на предлагаемые большие деньги. Потом и предлагать не стали.

Надо объяснить и вот какой вопрос. Международной федерации классической борьбы в XIX - начале XX вв. не существовало. Звание чемпиона мира присваивалось по условиям крупных международных чемпионатов, где нужно было обязательно положить одного из участников, имеющих такое звание и не проиграть другим.

И еще два термина: «шике» - это демонстрация борьбы на публику, красивая, правдоподобная; но по сути - договорная, и «бур» бескомпромиссная жесткая, где в ходу были и мастерство, и сила, и воля борцов.

Поклонники были как у одного типа борьбы, так и у другого. Курский зритель, как и столичный, увлекался и тем и другим. В среде зрителей-курян выросли энтузиасты этого вида спорта, а один из них Г.И. Бессарабов даже открыл свою спортивную школу физического воспитания. Другой фанат борьбы И.Д. Булгаков стал не только летописцем борьбы, но и рефери, многократно судил схватки, был членом жюри на многих цирковых чемпионатах.

Первые сведения о цирковой борьбе появились в курской прессе в начале XX в. В январе 1901 г. выступавший в Курске «цирк Момино», чтобы поправить свои сборы объявил борьбу своего профессионального атлета с жителем г. Курска Григорием Ивановым, портным по ремеслу. Публики собралось много. Через минуту Иванов был побежден. Первенство среди борцов цирка имеет Андерсон, который положил на лопатки даже непобедимого Янковского. 3 февраля была назначена борьба Андерсона с борцом Петровым, но он не явился. Тогда стали вызывать желающих из числа зрителей. На русскую борьбу охотником вызвался курским возчик Никифор Агарков, который менее чем в 1 минуту победил Андерсона. К концу февраля мужская борьба атлетов наскучила публике и 27 февраля была назначена дамская борьба, в которой в роли борцов выступали Наталья Калашникова и Елена Петерсон».

В мае 1905 г. в Курск приехал цирк-варьете Альберта Сура, в котором кроме программы варьете была и борьба. 11 мая состоялась схватка между чемпионом Привислинского края Моро-Чеховским и курянином Бессарабовым на приз в 25 рублей или золотой жетон. Встретились они и 16 мая, оба раза курянин проиграл, но в упорной борьбе.

На протяжении всех гастролей борцы привлекали зрителей, цирк был заполнен до отказа. И не стоит говорить о том, что творилось 29 и 30 мая, когда в Курск приехал Иван Поддубный, билет в цирк достать было весьма трудно.

По сведениям летописца И.Д. Булгакова Иван Максимович достаточно легко победил борцов, выступавших против него. Это был первый приезд в Курск самого маститого чемпиона мира; Впоследствии он принимал участие-еще в 2-х чемпионатах в Курске (1928 г. и 1940 г).

Окунемся в хронику цирковых чемпионатов дореволюционного периода.

Так, весной 1908 г. состоялось выступление Марины JIapc, которая «боролась с местными любительницами борьбы. Во время борьбы с г-жой Бондаренковой Ларе была несколько раз на волоске от поражения. лежа, в партере, поймав на> обратный пояс Бондаренкову Ларе положила ее на обе лопатки». Курянка довольно успешно выступала на цирковых аренах в качестве борца.

2 декабря 1908 г. в стационарном цирке Соббот, построенном на Георгиевской площади открылся «международный чемпионат борьбы». И в самом деле география была широкой, приехали борцы из США, Германии, Австо-Венгрии, Румынии, Швеции, Дании, из крупных российских городов: Санкт-Петербурга, Киева, Самары... Продолжался он больше месяца, победил Майер из Германии. Интересно, 6-й приз завоевал Том Сойер; Забавное совпадение с литературным героем? Нет, такой псевдоним выбрал себе неизвестный американский спортсмен. Кстати, под псевдонимами боролись в цирке немало и других атлетов; а иные скрывались под маской.

В марте 1909 г. в том же цирке начал свой чемпионат Иван Владимирович Лебедев («Дядя Ваня»). Выступал здесь и курский чемпион Хербек-Копианов, обладавший большой силой, ловкостью и хладнокровием. Он выиграл несколько схваток у опытных борцов Кольнау и Робертса. Выходил на арену житель Стрелецкой по кличке «Комзол». Боролся он на поясах с профессионалом Россо, но дважды проиграл.

Летом 1909 г. владелец сада «Ливадия» Евдокимов устроил чемпионат женской борьбы. Собралась интересная компания в основном стройных и красивых женщин. Эффектное зрелище полуобнаженных борчих увлекало молодежь, тем более, что билет стоил дешево - 10 коп. Среди всех выделялась русская атлетка Суслова: 8 июля в «Курской были» появилось объявление, что Суслова будет бороться с мужчиной в маске.

В январе 1910 г. Цирк Соболевского. Выступал на арене курянин Хербек-Копианов, ставший профессионалом. Спустя месяц, в Курске проходил очередной чемпионат. Впервые куряне увидели борца негра Мурзука. Интерес к выступлениям борцов огромен, ведь участвовал в нем еще один непобедимый Иван Шемякин.

Владелец «Ливадии» несколько лет организовывает чемпионаты борцов, пытаясь вывести борьбу из-под шатров шапито на спортивную арену. В какой-то мере ему это удается, но к 1912 г. зритель теряет интерес к его начинанию. Но на борьбу в цирках куряне ходили исправно.

Из большого количества выступавших в эти годы на сцене театра; «Ливадия» выделим таких интересных борцов, как индийский принц Сайд Кахута, Збышко-Цыганевич, В. Авдеев (Дядя Пуд), Ван-Роттен, Станкевич.

В мае 1913 г. в цирке А.Д. Горец открылся, большой чемпионат борьбы: «Курск». Горец рассчитал правильно, взяв всех борцов на жалование, а не на процент от сбора. Заработал прекрасно. 26 мая чемпионат закончился, первый; приз получил Сильвестр Петерсон, второй - Пугачев, третий - Тимоша Медведев.

Арбитром выступал местный абориген и довольно успешно С.К. Андреев.

С этого года в Курск на постоянное место жительства приехал чемпион мира Клеменс Буль. Неоднократно он выступил в цирке Гореца, хотя и вне зачета. «Особый интерес вызвала борьба Сильвестра Петерсона с Булем. Первая схватка 23 мая закончилась поражением С. Петерсона на 38-й мин., вторая не дала результата, т.к. после 20 мин. у Петерсона случилось растяжение мышц рук».

В марте 1914 г. А.Д. Горец построил иа Георгиевской площади деревянный цирк с полотняной крышей. Первое же представление дало 100% сбор. Это окрылило антрепренера и хозяина цирка, и он решил устроить грандиозный чемпионат борьбы. В первые дни выступили интересные борцы, такие как чемпион России Осипов, чемпион Албании Хаджи Мурат, чемпион Риги Август Микул. Боролся и чемпион Курска Николай Поволяев, очень сильный борец с хорошей техникой. Затем свое мастерство демонстрировали Корнелий Северский, Д. Петерсон. А в начале мая в соревнования вступили Клеменс Буль и Иван Чуфистов, два чемпиона мира. В финале боролись, К. Буль, И. Чуфистов, «Черная маска», Н. Разумов. Захватывающие поединки держали в напряжении зрителей до конца состязаний; Такого накала страстей Курск еще не видел. Чемпионат продолжался 58 дней, участвовало в нем 33 борца. «Курская быль» писала: «...арбитр Елизаров и управляющий цирком Кремзер объявляют результаты, 1-й приз 500 рублей и Золотую звезду с почетным шарфом получает Булль, 2-й приз 300 рублей и Золотую медаль И. Чуфистов», далее шли Мортон (Черная маска), Разумов и Гурский.

Но началась война. Ряд спортсменов был призван в армию, иностранные борцы приняли подданство России. Забавно, но так: борец из Вены Рийсбахер осел в Саратове, вначале открыл атлетическую школу, а затем - более прибыльную колбасню. Здание цирка А.Д. Гореца, как и здание цирка. Р. Соббота, хотя и оба стационарные, не выдержали беспощадной эксплуатации, к тому же, видимо, были построены плохо. И тот и другой были разобраны.

Свято место пусто не бывает» - гласит русская пословица и уже в августе 1915 г. на Георгиевской площади заблистал огнями цирк Андро Чинизелли. 30 августа начался в нем чемпионат борьбы, в котором вновь блистал Клеменс Буль, чемпион мира Ник. Вахтуров, негр Мурзук.

Куряне любили К. Буля. Они гордились тем, что в их городе живет человек, которого «считали самым лучшим техником борьбы в России». Журнал «К спорту» наградил его диплом «сильнейшего русского борца» и присудил в знак этого почетную ленту и Большую Золотую звезду.

В цирке А. Чинизелли, просуществовавшем до осени 1918 г., борьба занимала первенствующее положение. Наряду с экзотическими участниками соревнований, такими как громадный итальянец Грене Педроза, негр Ганибал Дуглас, красавец Арнольд, от которого без ума были почти все курянки, «Дядя Пуд», боролись чемпионы мира-Шевалье де Ридер, В. Разумов и др., всего 6 человек. В 1918 г. в этом цирке выступали и женщины. Самой сильной среди них была Дарья Поддубная, афишировавшая себя ученицей Ивана Поддубного.

Многие из знаменитостей; посещали курские цирки, участвуя в профессиональной борьбе, а некоторые из них навсегда связали свою жизнь с Курском. Это Корнилий Северский (Опарин), нижегородец по рождению, это Тимофей Сацура, белорус, с 1932 г. живший в Курске, это еще один нижегородец Николай Поволяев, долгое время жил в Курске Клеменс Буль.

Из коренных курян выделялись Г.И. Бессарабов, Мстислав Гуща, Сергей Андреев, Г.Ф. Русаков, Хербек-Копианов, последний имел профессию пекаря и работал в одной из пекарен Ст. Оскола. Крестьянский парень отличался огромной природной силой. Случайно оказавшись в 1908 г. в Курске, стал участником чемпионата борцов, притягивал публику как курский пекарь. Постепенно овладел техникой борьбы и довольно успешно выступал на арене.

Еще один курянин произвел в 1916 г. в цирке А. Чинизелли неизгладимое впечатление на публику. Проводился конкурс красоты телосложения и мускулатуры. Летописец борьбы И.Д. Булгаков так описывает это событие: «И вот во время парада борцов вдруг появляется стройный, выше среднего роста, широкоплечий незнакомец в черной маске. Когда атлет сбросил верхнюю одежду, то зрители были поражены изящной стройной фигурой с необыкновенно рельефной мускулатурой. Выход «Черной маски» произвел фурор. Даже борцы профессионалы, такие как чемпион Европы бельгиец Шевалье де Ридер, известный русский борец Арнольд и другие, обладавшие прекрасными атлетическими фигурами отошли на второй план.

Булгакову Николаю, ученику курской гимназии, выступавшему под маской, чтобы его никто не смог узнать, т.к. директор не одобрял занятий спортом, был вручен главный приз. Сидевший в первом ряду директор гимназии В.Н. Блукет шумно аплодировал победителю, не подозревая, что перед ним его воспитанник.

Николай Иванович Булгаков борцом не стал, но спортом занимался; почти всю жизнь, уже в преклонном возрасте плавал в Тускари чуть ли не до первых заморозков, бегал кроссы. В 75 лет работал главбухом «Дорспецстроя».

Собиратель этого материала Бугров Юрий Александрович, кандидат исторических наук, намеренно выделил главу о борцах в некое автономное повествование. Но борьба ведь была составной частью цирковых представлений и не будь ее в цирке, возможно сегодня цирк не получил бы такого блестящего развития.
140. Петрович - 28 Октября, 2011 - 23:49:42 - перейти к сообщению
http://www.dddkursk.ru/number/889/planet/002029/

Интересная статья о судоходстве на Курских реках. Я с удовольствием прочитал.
А это довесок про гидротехника Пузанова.

ПУЗАНОВ, Михаил Александрович (1795 - 1869) - гидротехник, агроном, сын Щигровского помещика. Учился в Курской гимназии, затем получил агрономическое образование. По проекту П. и под его руководством в первой половине 19 в. река Сейм на протяжении 620 км была превращена в судоходную даже для тяжёлых пароходов. Для этой цели П. построил на Сейме 16 камерных шлюзов собственной оригинальной конструкции и порт в г. Курске (в районе п. Рышково). В 1839 за завершение работ по судоходству П. был награждён орденом. В 1837 - 1840 - предводитель дворянства Щигровского уезда. В последние годы жизни занимался агрономией, много экспериментировал в своём поместье.

Соч.: Проект устройства коммуникации по реке Сейму. М., 1841. О земледелии и скотоводстве в России, СПб, 1862. О сельскохозяйственных выставках в России, как о могущественном рычаге общественного преуспевания. СПб, 1864. О скотоводстве в России. Из исследований и наблюдений М. Пузанова, СПб, 1864.
141. T. Rex - 29 Октября, 2011 - 00:23:19 - перейти к сообщению
Петрович! Настоятельно советую почитать"ПЛЫЛ ПО СЕЙМУ ПАРОХОД" ; Михаила Лагутича !
Шикарное повествование о жизни Пузанова, о его победах и неудачах, о губернаторах Демидове, Муравьёве...Да и написано ярким, житейским языком...
Ну, к примеру (пара абзацев):

"- Хорошо, во мне вы нашли единомышленника и покровителя, - Демидов уже представлял существующий канал, названный "Демидовским". - Как подготовите детальные планы и сметы - немедленно ко мне. Будем думать...
Но здесь их отвлёк шум на улице, крики. Демидов подошёл к окну, распахнул его.
У парадного крыльца стояла запряженная телега, на которой лежал, пытаясь приподняться, мертвецки пьяный Ибрагим (арап Демидова). Рядом на коленях стоял крестьянин, неистово крестившийся и вопивший:
- Чур, меня, чур: не казните: чёрта привёз: не знамо откудаво взялся: к губернатору велел везти: ох, конец света наступает.
Когда Ибрагима вносили в дом, тот, увидя своего благодетеля, достал из - за пазухи вяленую рыбину и заплетающимся языком попытался произнести: "В - от: ку - пи - ил!". Демидов грустно ответил: "Вижу что водку пил", - и окликнул всё ещё молящегося крестьянина:
- Не пужайся, чёрт этот крещёный и православный, а тебе за испуг полагается пять рублей серебром, лови.
Это крестьянина напугало ещё больше. Мало того, что встретил крещённого чёрта, так и деньги получил, каких в жизни в руках не держал. Всё ж без нечистой силы тут не обошлось. Он сиганул в телегу и, ударив с размаха лошадь кнутом, скрылся за углом. Случай этот очень развеселил курян и был записан современником.
- Что за времена настали, - расстроено вымолвил Демидов, - при Петре Великом даже арапы другими были, а нынешние - тьфу!"
142. ФЛАНКЕР (N/A) - 29 Октября, 2011 - 00:57:26 - перейти к сообщению
T. Rex пишет:
Господин Роберти возьмет до 14 стульев и будет с оными «балансировать».
..прям так и звучит в ушах..Как-бишь его...какой-то ..мейстер.. Закатив глазки
..а сейчас,многоуважаемая публика...Русский Иван выйдет и обоссыт 13-й ряд...Причём на 12-й ряд не упадёт ни одной капли..А 14-й ряд будет наблюдать радугу..!! Радость
143. mick-vvv - 31 Октября, 2011 - 12:15:14 - перейти к сообщению
Еще один исторический экскурс неожиданно созрел.
Как-то на днях, я случайно оказался на Нижней Набережной. Проезд на горку от ТЭЦ на Володарского оказался закрыт на ремонт, и я ошибочно решил, что с Нижней Набережной я смогу проехать на Анны Аристарховой - в итоге чуть поблудил по тем глухим местам, которые в двух шагах от самого центра. И вдруг вспомнил историю из своего детства, как я с приятелями в этих самых местах наведывался на какие-то внушительные руины, в подвалах которых мы находили старинные бутылки из под вина. Естественно, та история сразу возбудила интерес – от чего же остались те развалины? Нужно сказать, что в детстве походы туда были очень остры на ощущения, потому и хорошо запомнились. Причин для страхов было две – первая, это чужой район в те смутные времена. Просто так шляться по чужим землям не приветствовалось. Более того, территории эти, близлежащие к руинам, были в основном нейтральны к сильным подростковым бандам. И поэтому, а также благодаря наличию неподалеку Первомайского сада – зоны вечных боевых действий - по дороге к руинам вполне реально было встретить каких либо казацких, стрелецких, бугровских или парковских, и в худшем случае остаться без кроссовок и получить по морде, а в лучшем случае - просто получить по морде (если ты не в кроссовках). Вторая причина страхов – сами руины. Они впечатляли и подавляли. Детское воображение рисовало множество вариантов их происхождения, где во всех вариантах причудливо сочетали и присутствовали в обязательном порядке фашисты, разбойники и привидения. Забегая вперед скажу, что приведения, как оказалось, там действительно есть – я убедился и Вам докажу. Но об этом позже…

Попытался я понять, где искать те развалины. Осмотр склонов со стороны Нижней Набережной ничего не дал – склоны густо заросли, и несмотря на осень никаких признаков развалин не было видно. Впрочем, не было никакой гарантии, что руины эти дожили до нашего времени. Тогда я решил сперва поискать на просторах интернета ответ на вопрос о принадлежности тех-то руин. Ответ оказалось найти на удивление не очень сложно – про эти развалины лет 5-7 назад неожиданно вспомнили почти все местные газеты (видимо вспомнил кто-то один, а остальные передрали интересную информацию).

Итак, я для себя вдруг открыл интересную историю первого настоящего крупного в Курске пивного завода, и сразу знаменитого на всю страну – он был одним из пяти российских заводов, бывших поставщиками пива ко двору его императорского величества. А это говорит о высочайшем качестве продукции - что тогда, что сейчас ко дворам величеств «что зря», типо из близлежащего ларька, не поставляли и не поставляют …


Завод этот был основан в 1869 году Люгвигом Вильмом – потомственным богатым немецким пивоваром, специально приехавшим в Россию для расширения своего бизнеса. Ему посоветовали Курск, как место с источниками превосходной воды (основным условием для производства качественного пива), он лично проехал по городу, попробовал местное пиво в разных точках, которое до него варили в городе в основном кустарными способами, а также снял пробу со всех источников воды в Курске и его окрестностях. Особенно ему понравилась вода из источника на берегу Тускаря неподалеку от исторического центра города, где и решил он основать производство, быстренько порешав все юридические вопросы с администрацией города.
Итак, весной 1869 года Вильм построил деревянный домик на берегу Тускаря, складские помещения и конюшни. Из Германии начало поступать оборудование: прибыл нефтяной одноцилиндровый двигатель с динамо-машиной, потом прибыли паровые котлы для котельной, варочные котлы для пива, многополочные камеры для проращивания зерна с паровым подогревом, паровая мельница, бродильные танки и ёмкости с подогревом, баки сбора готового пива для ручного розлива. Стала поступать опять же из Германии фирменная возвратная стеклотара. Это фирменные пивные бутылки тёмного стекла с фирменными пробками, мерные и пивные кружки и даже фирменные бокалы.
Началось интенсивное строительство котельной, мельничного отделения, технологического цеха с подвалом, в котором первое время хранилось пиво. Через 7 лет развёртывания производства началось строительство заглубленных в обрыве винных погребов (о них позже подробнее). За это время освоено производство восьми сортов пива (Баварское пиво, Венское пиво, Столовое пиво, Мартовское пиво, Пильзенское и Швабское пиво, Экспортное специальное и Натуральное русское чёрное пиво), а также искусственные минеральные и фруктовые воды и производство медоваренных напитков. Продукция стала пользоваться высочайшим спросом, и обратила на себя внимание придворных ценителей пива.

Хозяин (в темном френче посередине внизу) с рабочими и пивом :


На рубеже 19 и 20 веков это уже был огромный производственный комплекс на берегу Тускаря, недалеко от ТЭЦ.


На этой гравюре рядом со старыми зданиями завода изображены: Главный пятиэтажный корпус, где на первом этаже разливали и газировали искусственные минеральные и фруктовые воды, на втором этаже вели розлив пива на экспорт, на третьем этаже разливали остальные сорта пива. На четвёртом этаже вели розлив медоваренных напитков. В цокольном этаже размещались складские помещения; Четырехэтажная пристройка к главному корпусу, в которой размещалось основное технологическое оборудование подготовки к розливу готовой продукции, Корпус производства пивных сусел, Цех охлаждения и осветления сусел, Цех брожения и дображивания сусел, Цех пастеризации пива, Склад замачивания зерна в проточной воде, Цех проращивания зерна, Цех с многокамерными сушилками проросшего зерна (свежепроросшего солода), Паровая мельница дробления солода, Цех очистки воды, Лаборатория технологического контроля и проверки готовой продукции, Бытовые помещения, Конюшни, Навесы для хранения сухих кормов для лошадей, Домик отдыха возчиков, Заводоуправление, Винные погреба, Отделение приёма и мойки возвратной стеклотары, Цех ремонта и пропаривания бочкотары.
На территории завода был разбит сквер с фонтаном и скамеечками для отдыха рабочих и служащих завода. Очевидно, на заводе имелась и столовая.
Параллельно со строительством завода велись работы по благоустройству и прокладке наклонной дроги, ведущей почти в центр города. Она видна в верхней части гравюры.

Людвиг Вильм умер в 1901 году. В его завещании был пункт, удививший тогда многих – он завещал раздать солидные денежные премии каждому человеку, когда либо работавшему на него. Похоронили его на Лютеранском кладбище Курска. Кладбище это не сохранилось до наших дней. Сейчас на его месте находится СельХозАкадемия, и место, где было кладбище выглядит так:


Курский пивоваренный завод Вильма в 1903 году отошел к другому немцу – А.Квилицу. Новый хозяин не стал переименовывать в честь себя производство, дабы не терять известную торговую марку, лишь скромно добавив на этикетку слово «преемникъ».


Предприятие успешно росло и развивалось, но в 1915 во время 1-й мировой войны завод Людвига Вильма был закрыт (по решению правительства о закрытии всех предприятий, владельцами которых были немецкие подданные), а сам Квилиц уехал в Германию. К тому же, на время войны в России была запрещена продажа пива.
Сами корпуса завода вроде бы были зачем-то взорваны деникинскими войсками.

После этого, осталось только вспомнить точное местонахождение моих детских и наших сегодняшних руин. Проехавшись по Анны Аристарховой в попытке зацепить из памяти какие-либо приметы дорожки к руинам, я обнаружил в самом начале улицы возле нескольких домов аккуратно сложенные стопки явно старинного кирпича – точный признак того, что неподалеку есть что-то, что потихоньку растаскивают. В детстве мы заходили туда в основном сверху, но сейчас это показалось невозможным, и с четвертой попытки я нашел таки тропинку ведущую на руины со стороны Тускаря – судя по количеству специальных аксессуаров ,которым усыпаны руины, это место облюбовали алкаши, а такие «народные тропы» не зарастают. Осталось от развалин конечно уже заметно меньше – несуны кирпича видимо активно работают все эти годы…

На этом фото с Нижней Набережной и не заподозришь наличие остатков некогда грандиозного завода – разве что приглядевшись можно разглядеть прямо над сгоревшим домом кусочек какой-то кирпичной кладки. Вот там, в тех зарослях все эти останки и находятся.


Природа быстро берет свое










А вот и обещанные привидения, которых мы так тут боялись в детстве! Такой вот русско-фольклерный Каcпер Улыбка Явился народу. Старался же кто-то – он высотой метра 3-4…

Окошки вверху – это судя по всему вентиляционные отверстия винных погребов, углубленных в обрыв (как сказано выше в описании завода) – через них мы и залезали внутрь погребов, спускаясь на веревках. Там внутри грязь по пояс, но бутылки все же тогда еще находились. Только видимо они были не винными, как мы думали тогда, а пивными. На них старинным шрифтом что-то было выдавлено. Сейчас эти окна в основном засыпаны. А внутри погребов еще какие-то ходы куда-то были - мы так и не рискнули их обследовать...



Наверху видна дверь, тоже в погреба судя по всему. Замурована накрепко.


Вот и все, что осталось от того завода, который первым прославил курской пиво в стране и даже за ее пределами... Подвалы наверное еще что-то могут таить в себе интересное, но лично я уже в эти вентялционные окна нынче никак не пролезу...
144. Петрович - 31 Октября, 2011 - 18:46:39 - перейти к сообщению
Мишь мы тоже лазили в этих развалинах благо жили рядом было очень интересно,но вот не знал что это в действительности там Круто было.Спасибо за содержательный рассказ Браво
145. alta_old - 31 Октября, 2011 - 19:35:42 - перейти к сообщению
Mick-vvv пишет:
Это фирменные пивные бутылки тёмного стекла


Mick-vvv пишет:
Экспортное


Mick-vvv пишет:
Мартовское


Интересная этикетка: пиво, специально сваренное для Ельца? Не понял


Другой вариант бутылки
146. mick-vvv - 31 Октября, 2011 - 19:43:34 - перейти к сообщению
Петрович пишет:
Мишь мы тоже лазили в этих развалинах

Как сказал Фланкер... по помойкам... вас носит... Радость Радость

alta
Бутылки похожи вроде на те, точно уже не скажу, но те тоже были неклассической для СССР формы, в смысле не как пивные... Эх, щас бы вильмовского мартовского... Ниндзя
147. mick-vvv - 31 Октября, 2011 - 19:49:27 - перейти к сообщению
alta пишет:
Другой вариант бутылки

Вот что-то типа таких...
148. Петрович - 31 Октября, 2011 - 19:49:47 - перейти к сообщению
Мы там любили в войнушку играть типа крепость.
149. alta_old - 01 Ноября, 2011 - 01:26:18 - перейти к сообщению
Собственно сам завод Вильма в реале

150. T. Rex - 01 Ноября, 2011 - 02:05:14 - перейти к сообщению
Петрович пишет:
Мы там любили в войнушку играть типа крепость.

Прям "Форт Баярд" на берегу Тускари!Улыбка
Ну и конечно на Красной площади открылась Пивная Лавка Вильм приемник"!



Сегодня из проулка, что вправо уходит, выскакивают троллейбусы, сворачивают в сторону лошадки с повозкой и катят к Знаменскому...
Яндекс цитирования
Powered by ExBB
ExBB FM 1.0 RC1 by TvoyWeb.ru
InvisionExBB Style converted by Markus®

[Script Execution time: 0.0462]     [ Gzipped ]